При работе с иностранными партнёрами российские предприниматели сталкиваются с необходимостью учитывать санкционный режим с ЕС и отсутствием достаточно развитых каналов взаимодействия с Азиатско-тихоокеанским регионом и, в частности, с Китайской Народной Республикой. Какие функции имеет ЕАЭС, как складывается строительство Экономического пояса Шелкового пути и возможно ли наладить сотрудничество с Европой вопреки санкциям? Об этом и многом другом мы поговорили с Тиграном Суреновичем Саркисяном, Председателем Коллегии ЕЭК.
Вы заняли пост руководителя ЕЭК в феврале 2016 года. Расскажите немного о Вашей работе до Европейской экономической комиссии. Помогает ли Вам сейчас предыдущий опыт?
До комиссии я десять лет возглавлял Центральный банк, а затем еще шесть - правительство Армении. Работа в национальных правительственных структурах и в международной организации существенно различается: сотрудники сталкиваются с вызовами совершенно разного толка. Но я верю, что любой опыт рано или поздно окажется полезен в работе.
Что Вы можете сказать о нынешнем этапе становления ЕАЭС?
Несмотря на то, что Евразийский экономический союз - объединение достаточно «молодое» по сравнению с ЕС, вопросы перед нами стоят не менее сложные. Это связано с тем, что ЕАЭС уже сегодня можно назвать структурой, сопоставимой с Европейским союзом по глубине интеграции. Наши усилия направлены на повышение роли бизнеса в экономическом развитии Евразийского экономического Союза. А для этого необходимо решить проблемы «недоинтеграции», которые создают внутренние барьеры и вредят продвижению продуктов Союза на внешние рынки. Поэтому одна из наших основных целей: сохранение прежних темпов интеграционных процессов. Передо мной, как перед Председателем Коллегии ЕЭК, стоит задача преобразовать внутренний рынок Евразийского экономического союза в пространство, более прозрачное и понятное для предпринимателей и инвесторов. На фоне замедления роста мировой экономики евразийская интеграция способна стать одним из источников роста экономик стран–участниц объединения.
Охарактеризуйте основные достижения ЕАЭС на сегодня.
Во-первых, несмотря на преобладание сырьевых товаров в товарообороте, между государствами увеличились взаимные поставки промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью. Во-вторых, у нас уже создан наднациональный регулирующий орган (Комиссия). Это важный этап развития интеграционных связей.
Какие вопросы находятся в ведении Комиссии?
Прежде всего, вопрос торговых режимов с третьими странами, проблемы таможенного и технического регулирования. Также мы ответственны за работу по формированию рынков, в том числе, важнейшего рыночного сектора лекарственных средств и медицинских изделий. До 2025 году предполагается запустить единые рынки услуг, электроэнергии, газа и нефтепродуктов. Комиссия берет на себя роль координатора действий различных стран и помогает им согласовать свои действия на уровне макроэкономической, валютно-финансовой, агропромышленной, промышленной и транспортной политики, цифровой экономики и, наконец, статистики. В сфере компетенции Комиссии антимонопольное регулирование и контроль над предпринимательской деятельностью. Сегодня ЕЭК активно работает над созданием интегрированной информационной системы, а с 2016 года - над формированием цифрового пространства Союза.
Как вы прокомментируете развитие сотрудничества в финансово-банковской сфере Евразии?
Ни для кого не секрет, что единый финансовый рынок - это «высший пилотаж» в интеграции, требующий глубокого взаимопроникновения экономик и синхронизации экономических циклов. Среди актуальных задач в сфере развития финансово-банковского сотрудничества я бы назвал минимизацию расчетов в иностранных валютах. В этом направлении уже достигнуты определенные успехи. Так, по сравнению с 2010 годом доля операций в долларах в расчетах между странами Союза значительно уменьшилась, и сегодня в некоторых сферах порядка 40% сделок осуществляется в рублях. Отмечу, что интеграция и гармонизация в финансовой сфере ЕАЭС проводится в интересах граждан и бизнеса. Это поможет более эффективно трансформировать часть сбережений населения в инвестиции, расширит спектр используемых финансовых инструментов и облегчит доступ к «длинным» кредитным ресурсам.
Какие приоритеты Вы ставите сейчас для себя и своих коллег как глава ЕЭК, в том числе, во взаимоотношениях с бизнесом?
Нами созданы механизмы, которые позволяют бизнесу принимать участие в обсуждении проектов решений Комиссии. При ЕЭК на постоянной основе работают Консультативные комитеты, подкомитеты, рабочие и экспертные группы, куда входят чиновники и предприниматели стран Союза. Кроме того, проекты решений Комиссии строго оцениваются с точки зрения влияния на предпринимательскую деятельность в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и России. Стратегические и системные вопросы решаются в рамках Консультативного совета по взаимодействию ЕЭК и Делового совета ЕАЭС. Здесь мы обсуждаем проблемы сотрудничества Союза с нашими зарубежными партнёрами, цифровизацию экономик, основные барьеры, препятствующие развитию сотрудничества между станами-участницами. Мы заинтересованы в росте совместных инициатив и проектов предпринимателей. Ведь именно бизнес является ключевым бенефициаром евразийской экономической интеграции. А для этого нам необходимо свести к минимуму административные барьеры. Поэтому в 2016 году мы оперативно запустили особый информационный ресурс, где каждый может сообщить о препятствиях, мешающих свободному перемещению товаров, услуг, капитала и рабочей силы, то есть, сложностях, возникающих в четырех основных сферах интеграции.
Для Комиссии важна консолидированная позиция бизнеса по реализации компаний на зарубежных рынках, и нам известно, что ЕЭК уже получила директивы на проведение переговоров с рядом стран. Как продвигается работа по продвижению интересов евразийского бизнеса за рубежом?
По инициативе Президента Казахстана Н. А. Назарбаева 2016 год был посвящен задаче углубления сотрудничества с третьими странами и объединениями. Это главный приоритет ЕЭК. На сегодняшний день наиболее динамично развивающимся регионом мира является Азиатско-тихоокеанский (АТР). Однако, с точки зрения эффективности национальных экономик, он крайне неоднороден: каждое из государств там обладает своей спецификой. Но, пожалуй, из всех стран Азиатско-тихоокеанского региона стоит выделить Китайскую Народную Республику. На сегодняшний день она является одним из крупнейших игроков на мировом рынке и ведет торгово-экономический диалог со многими странами мира, в том числе активно развивает отношения с государствами-членами ЕАЭС. В мае 2016 года на заседании Межправительственного совета в Ереване ЕЭК получила мандат на проведение переговоров о заключении Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китайской Народной Республикой. 31 мая 2016 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета он был подтвержден Президентами стран ЕАЭС. 24 августа я встретился с Первым вице-премьером Государственного совета Китайской Народной Республики Чжан Гаоли в Пекине, где мы обсудили перспективы развития отношений между КНР и Евразийским Союзом.
Как Вы планируете развивать сотрудничество с китайскими коллегами?
Важнейшим направлением взаимодействия с Китаем является сопряжение Евразийского экономического союза и проекта Экономического пояса шелкового пути (ЭПШП). Эта инициатива направлена на повышение взаимосвязанности рынков на пространстве Большой Евразии, которое включает государства Европы, ЕАЭС, Центральной Азии, Ближнего Востока и АТР. На сегодняшний день в сотрудничестве ЕАЭС с Китаем уже наметилась конкретная, прагматичная повестка – заключение Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между государствами-членами ЕАЭС и КНР. В январе 2017 года наша делегация уже провела первый раунд переговоров. Мы рассчитываем выстроить на основе Соглашения комплексные, масштабные механизмы экономического партнерства наших стран.
А как складываются отношения с потенциальными партнерами в Брюсселе? Если ли какие-то наработки в диалоге с ЕС?
Хочу подчеркнуть: мы не ни в коем случае не смешиваем торгово-экономические отношения с политикой. Но, к сожалению, на сегодняшний день какого-либо институционального сотрудничества между Европейской и Евразийской экономической комиссиями не существует. Однако я убежден, что совместные усилия ЕС и ЕАЭС позволили бы значительно повысить конкурентоспособность стран-участниц на всех рынках на пространстве от Атлантического до Тихого океана. Мы должны строить мосты, а не стены между нашими объединениями. Это моя принципиальная позиция. Так что Евразийский экономический союз открыт для партнерских отношений, в том числе со странами ЕС.
Источник: Eurasian Financial & Business Herald